Лечение ЗРР у детей
Лечение задержки речевого развития у детей
Если дети в 2 года почти не говорят, а в 3 года их речь не разборчива, в большинстве случаев им ставят диагноз ЗРР — задержка речевого развития.
Лечение ЗРР у детей — сложный, длительный процесс, преодолеть который помогут квалифицированные специалисты Института Детской и Взрослой Неврологии и Эпилепсии им. Святителя Луки: неврологи, психологи, дефектологи и логопеды. Они помогут справиться со всеми аспектами проблемы:
- правильным произношением звуков в раннем возрасте;
- повышением словарного запаса;
- формулированием грамотной речи;
- построением согласованных, логичных диалогов и связной речи.
С проблемой ЗРР сталкивается порядка 10% детей, при этом мальчики в четыре раза чаще чем девочки.
В первый год жизни ребенок проходит подготовку к связной речи:
- до двух месяцев начинают агукать;
- с пяти месяцев — лепетать;
- первые слова у девочек появляются в девять месяцев, а у мальчиков — в одиннадцать.
Уже в год ребенок должен говорить до десяти несложных слов, хорошо понимать взрослую речь и уметь показывать предметы, которые ему называют. На втором году жизни у него происходит лексический взрыв и он начинает произносить слова, значение которых он понимал, но не говорил. А в три года его речь должна быть связной и насчитывать в своем запасе до восьми ста слов. Естественно, для каждого ребенка допустимы отклонения, в среднем для девочек они составляют до трех месяцев, а для мальчиков — до пяти.
В каких случаях следует обратиться за помощью к специалистам?
Если в течение первого года жизни ребенок не произносит сложных звуков и не реагирует на обращенные слова, следует обратиться за помощью. Еще одним тревожным звонком служат слабые попытки повторить новое слово или неумение показать названый предмет в 1,5 года.
Если ребенок в два года не произносит ни одного слова, а в три не разговаривает простыми предложениями, ему нужно помощь не только логопеда и дефектолога, но и детского психолога.
Причины ЗРР делятся на два типа:
- Медицинские, вызванные внутриутробной гипоксией, затяжными родами, асфиксией, гипотрофией и инфекционными заболеваниями. Такие процессы внутриутробно или в раннем детстве поражают головной мозг.
- Социальные, вызваны недостатком внимания и общения, длительным нахождением в иноязычной атмосфере или педагогическим упущением.
Кроме этого задержка речи может передаваться по наследству, образовываться в следствии тугоухости или неопределенности доминантной руки: правой, левой или амбидекстрии.
Центр задержки речевого развития помогает устранить такие причины. Также большую роль играет общение внутри семьи. Родители должны регулярно заниматься с ребенком, уделять ему достаточно внимания и заботы. Но и гиперопека может навредить, если потакать и предугадывать все желания ребенка, у него просто не будет необходимости говорить.
Диагностика ЗРР
Диагностика запаздывания — комплексная процедура, включающая в себя обследование у группы специалистов.
Во время диагностики педиатр анализирует темп развития и исключает или подтверждает возможность отклонений. Дефектолог и логопед изучают коммуникационные способности ребенка, его речевой аппарат и наличие реакций. Психиатр занимается выявлением возможной олигофрении, аутизма, мутизма и других отклонений. ЛОР проверяет слух, а невролог дает заключение об общем состоянии ребенка и назначает лечение на базе полученных результатов и обследований.
В зависимости от сложности проблемы при лечении применяются следующие методы:
- транскраниальная микрополяризация;
- лечение медикаментами;
- логопедический массаж;
- магнитотерапия;
- воздействие микротоками.
Работа с психологом направлена на развитие познавательных процессов и мелкой моторики. Логопед корректирует произношение и пополняет словарный запас ребенка. Но работа со специалистами лишь часть терапии. Важно, чтобы дома все полученные навыки закреплялись. Для этого родителям нужно создавать ситуации, при которых ребенок будет вынужден говорить, правильно выговаривать вместе с ним слова и поощрять каждую попытку диалога. Для улучшения результата мультики лучше заменить на сказки в аудиоформате, чтобы ребенок учился воспринимать информацию на слух, тем самым развивая устную речь.